"Попутчики" Взаимопомощь на пути развития сознания .....
 Главная  • Учение_Грабового  • Практика_медитации  • Безмолвие_ума  • Форумы  • Библиотека • Ссылки  • Поиск • Карта сайта

Вверх ]
Актёр выбирает роль и зрителя.

"Весь мир театр, и люди в нём актёры!" - это выражение давно стало крылатым. И оно правильное, т.к. мы на каждом шагу, чем бы мы ни занимались, обязательно играем какую-то роль. Роль родителя или ребёнка, начальника или подчинённого, организатора или исполнителя, пассажира, пациента… 
Я об этом уже много раз говорил на страницах этого сайта, и ещё буду говорить.
...И при этом, ведём внутренние диалоги-монологи, репетируя ли будущие роли, мечтая ли о ролях, которые нам в реальной жизни  не по плечу, внутренне хваля себя, или ругая, выискивая оправдания своим ошибочным или неблаговидным поступкам, и т.д. 
Мы на каждом шагу - даже внутренне, даже перед самими собой - перевоплощаемся, изменяем или примеряем различные роли-функции, переключаем себя на самые разные наработанные ранее (!) стандарты и манеры поведения.
Тем самым, мы многократно изменяем свою ВНУТРЕННЮЮ позицию по отношению к миру.  Можно сказать, что наш внутренний мир - это театр одного актёра, да?
J В своём уме мы постоянно говорим, говорим говорим... с позиции той или иной роли, являемся одновременно и актёром и зрителем! 
Но всё же, для кого разыгрываются все эти сценические постановки В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ? Как во внутреннем мире, так и во внешнем?
Наверное, в основном для себя, для своего самолюбия или эгоизма.
Ну и для окружающих людей, перед которыми мы стараемся выглядеть попривлекательнее, когда выходим во внешний мир, предварительно подготовившись, или играя экспромтом.

Но если во внутреннем спектакле зритель и актёр - это одно лицо, то кто – режиссёр?
И кто готовит сценарии?

Я думаю - всем понятно, что постановку наших спектаклей осуществляет сама внешняя реальность нашей жизни, и наше состояние и психики, и организма, а нам остаётся лишь играть привычные или новые роли от рождения и до самого ухода. У человека есть лишь выбор… если конечно он есть – выбирать на текущий момент времени, в зависимости от текущих обстоятельств, ту или иную готовую роль, ту, что ему в данный конкретный момент больше всего подходит. Или ту, которую ему навязала жизнь.
А зрителей, по большому счёту, всего лишь два сам человек и остальное человечество, точнее, его представители в ближайшем окружении.

Мало кто знает о том, что не только наша жизнь нам что-то навязывает, но и мы можем управлять её течением и всем театром вокруг нас с помощью цепочек личного выбора. Мы можем управлять, изменяя свой актёрский  «имидж», амплуа, меняя зрительскую аудиторию... опять же, если жизнь это позволяет. Жизнь, и цепочки уже реализованных решений!
А и
мидж, стиль нашей игры, мы можем менять с помощью самонастроек, влияя не только ход отдельных сцен, но даже на весь сценарий целиком.
И это здорово, что мы это можем! Но, для того, чтобы управление было более успешным, нужно постоянно помнить о том, что актёр на сцене редко бывает самим собой! Сама идея игры, частые переключение на отработанные ролевые стереотипы поведения предполагает, что актёр, входя в образ, перестаёт быть быть одним человеком и становится другим. Вживаясь в роль или переключаясь на "другие функциональны рельсы", мы в значительной степени изменяем и поведение, и мимику, и речь -  роль или выполняемое действие - обязывает. А для того, чтобы сыграть максимально натурально, нам приходится частично изменять даже своё мировосприятие, а, иногда и принципы, и мотивацию своих поступков. В одной роли мы добры и сочувственны, а в другой - категоричны и даже жестоки.  
Мы давно научились эффективно перевоплощаться, и легко переходить от роли умилённого супруга к роли разгневанного отца или расстроенной матери.

А какие мы на самом деле? Куда девается сам актёр после того, как одета очередная маска... извините – когда мы переключаемся на выполнение других функций-ролей? Минуту, секунду назад, был один человек, а теперь - совсем другой! И в какой роли мы становимся самими собой? Или такой роли не существует?

ОБМАН ИЛИ САМООБМАН?
«Весь мир – театр…» в котором все обманывают, в той или иной степени, друг друга. Причём настолько "качественно", что этот обман становится реальной жизнью.  Ладно, не обманывают, а изменяют, управляют своим состоянием. Делают его... неестественным?
... Если мы настроились заболеть, то наш организм и наша психика переходит в подчинение недугу и на какое-то время спектакль с нашим участием  начинает идти от начала нового выбранного сценария, до его конца - какого-то из известных вариантов финала. Хотя, если бы мы вовремя заметили надвигающейся угрозы недомогания, то сценарий мог бы быть совсем иным.

Является ли такое положение дел - естественным, т.е. - истинно нашим?
Наверное - да, потому, что мы привыкли так жить!
Но подходит ли это нам?
Если  нет, то такое положение дел нужно менять, а
если мы не меняем, значит нас всё устраивает (!) по каким-то причинам - из-за лени, незнания, неумения, или неверия в свои возможности, но устраивает больше, чем трата усилий на изменение установившейся ситуации.

Мы таковы, какие мы есть, и наши привычки, предпочтения и т.д. ведут нас по стандартным путям, обычным и привычным лично для нас, да и для большинства других людей. Мы давно наработали...  КАЖДЫЙ ИЗ НАС (!) - свои варианты выбора для большинства типичных жизненных ситуаций. А наши привычки повышают вероятность выполнения стандартных сценарием почти до ста процентов. И  для того, чтобы научиться управлять своими реакциями и поведением осознанно, чтобы сменить обычную "схему" перехода от одного состояния или действия к следующему, нужно основательно попотеть и многое в себе ИЗМЕНИТЬ. А для серьёзных жизненных изменений приходится менять даже основные или некоторые свои глубинные понятия. Только тогда мы,  вместо ролей, скажем, имеющих драматическиё характер, можем начать играть более интересные и полезные для здоровья.

Что же нам мешает управлять чередой своих ролей, а на самом деле - своей жизнью?
Привычки, конечно, и стереотипы - стереотипы поведения и готовые, типичные для нас, наработанные решения!

Как уже говорилось, все мы стараемся, по возможности, подать себя в наиболее выгодном свете, стараемся обмануть зрителя, перед которым мы играем текущую роль, выбрать, продемонстрировать максимально "положительную" роль.  И, что интересно - если мы настраиваем себя на какое-то не очень правильное действо, нам приходится прилагать массу усилий для того, чтобы (внутренне) обосновать, оправдать правомерность, правильность выбранной нами позиции!  Т.е. - мы вовсю  занимаемся обманом, но обманываем уже самих себя! А самообман, он всегда искажает наше мироПОНИМАНИЕ, тем самым повышая вероятность того, что наши действия и решения, как сейчас, так и позже, могут содержать в себе множество разнообразных ошибок. А ошибки могут приводить к результатам, не всегда благоприятным для нас самих! И чем больше мы себя обманываем, тем хуже понимаем реальное положение дел вокруг нас.

Фактически, мы все большие мастера самонастройки, мы постоянно занимаемся настройкой внутренней позиции, чтобы привести своё понимание в соответствие с интересами своего личного эгоизма. Мы хорошо умеем это делать!  Более того, мы настолько умеем себя настроить нужным образом, что выбранная точка зрения легко превращается для нас в способ восприятия и понимания мира.
Такой вариант работы над собой можно назвать быстрым, убедительным, почти мгновенным вхождением в выбранную роль и подмену реального понимания внешней ситуации - на предвзятую, эгоистическую.

Так кто нам мешает наработать и постоянно применять роль объективного, инициативного, неутомимого человека?
Наверное - никто, кроме эгоизма и уже существующих привычек!
И, если мы этого не делаем, значит нам это не нужно!

Иногда обман "зрителя" протекает вполне успешно, ведь со стороны не всегда можно угадать истинные мотивы наших поступков или слов! Но иногда нам не верят и считают нашу позицию ошибочной.
Но не следует забывать, что наши собеседники или оппоненты... они же - наши зрители - они ведь тоже артисты и тоже принимают участие в спектакле! И тоже выбирают и внутренне обосновывают свои роли... ТАКЖЕ, КАК И МЫ! Но делают это на основе собственного интереса, а не нашего!  Поэтому возникают конфликты, противостояния, споры, или сотрудничество и взаимопомощь, если интересы совпадают. А наше нежелание понимать друг друга и объективно оценивать ситуацию, могут довести отношения до абсурда или непримиримой вражды. В таких «сценических эпизодах», разыгрываются напряжённые сценки комедийного, фарсового или весьма трагического содержания.

Получается, что стремление обмануть других, обмануть себя, уйти от объективности, могут стать привычкой и даже способом восприятия мира, стать жёстко наработанным НАШИМ КАЧЕСТВОМ. Многократно наигранный сценарий постепенно прирастает к нам, становится частью нашей сущности, нашей личности, обрастает соответствующими сопутствующими привычками, превращаясь в легко активизируемую РОЛЕВУЮ СТРУКТУРУ, автоматически срабатывающей уже в каждой подходящей ситуации.
Именно ролевые практики и становятся одной из базовых основ нашей жизни, т.к. формирует нас изнутри.

А режиссёром спектаклей, или отдельных жизненных сцен, является наше эгоистическое стремления занять наиболее значимое или комфортное место. Собственно, именно для этого и разыгрываются все эти сцены – из-за нашего эгоизма, или напыщенности, или страха, в противном случае не было бы необходимости во всех этих искажениях и откровенных обманах. Да и многие сценарии оказались бы совершенно ненужными.

ВЫБОР ЗРИТЕЛЬСКОЙ АУДИТОРИИ.
Кто или что является для актёра самым важным в спектакле?
Естественно – зритель! Именно для него создаются сюжеты. И все наши жизненные планы, мечты и фантазии, в конечном итоге направлены на зрителя - наших близких и знакомых, наших друзей, врагов, конкурентов, или для собственного эгоизма.  И в жизни, и в театре, и в кино, зритель - определяющая фигура действа: для детей предназначаются детские спектакли, людей, пришедших на юмористическое шоу, нужно смешить, а более серьёзному зрителю – подавай классику, в том числе и в семейных отношениях L. Ведь если спектакль не соответствует требованию зрительской аудитории, его ждёт провал. Поэтому нужно всегда знать, перед кем и для кого ты играешь свою роль и стараться всегда соответствовать предъявляемым требованиям или ожиданиям.
Такой способ взаимоотношений не мы придумали – нас так воспитали, чтобы нам было легче жить в среде себе подобных. Нас воспитали, настроили давать зрителю то, что ему нужно... по мнению артиста, как артист понимает восприятие и пожелания аудитории... ничего не поделаешь, человек - существо социальное.
А поскольку в нашей жизни множество разнообразных забот, функций, обязанностей, то и ролей получается много. Каждый человек представляет собой некую сумму образов, этакий коллектив ролей-личностей, и образуется своего рода личное коллективное сознание. При этом, со временам, с возрастом, роли потихоньку взрослеют. В детстве – у нас детские роли, в юности – юношеские. Мы очень легко переключаемся с одной роли на другую, слегка изменяя, не только своё поведение, но и свою психологию. 

Но в нашей коллекции ролей, часто не хватает одной роли, причём, возможно – самой важной! Я имею в виду ИСТИННУЮ РОЛЬ НАШЕЙ ЛИЧНОСТИ! Роль Себя Самого! Эту роль мы слишком хорошо прячем, и в первую очередь - от самих себя.  Но, даже если бы мы смогли вывести эту роль на поверхность нашего сознания, а  ведь это очень интересно узнать - кто же я есть на самом деле? ... нашего понимания, то перед кем мы будем её играть? Перед самими собой? Перед своей совестью? Перед Богом?
И, если копнуть поглубже, то может оказаться, что мы совсем не хотим узнать истину о самих себе! Потому что можем увидеть очень неприглядную картину.
Лучше уж оставаться актёром...


ИГРАТЬ РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА, РАЗВИВАЮЩЕГО СВОЁ СОЗНАНИЕ.
Большинство людей играют свои роли, на мой взгляд,  неправильно. Неправильно потому, что наши роли рассчитаны не на ту зрительскую аудиторию. Есть более важный спекракль, о котором мы не знаем, но, тем не менее, всё равно принимаем в нём участиё!
Мы привыкли жить поверхностной жизнью, не особо утруждая себя глубинными проблемами. Конечно, можно было бы вспомнить экстрасенсов, верующих, йогинов, и т.д., т.е. людей, которые достигли больших высот (или глубин) в понимании самих себя, и вообще - человеческой природы. Они много могут и умеют, по сравнению с основной массой публики, но... но даже "роль развивающегося человека" всё равно играется перед людьми, или перед своим учителем, ил и перед собой. Фактически, обычная игровая основа остаётся той же самой  – обманом, самообманом, показательными выступлениями. Даже упорное настойчивое саморазвитие, одной из своих граней остаётся старанием войти в некий выбранный образ с элементами имитации, следования  определённой роли, стремления соответствовать соответствующей «маске». Конечно, роль - это самонастройка, изменяющая внутреннее состояние, что уже хорошо и полезно, и может принести громадную пользу... или вред, но ведь не только артист "ведёт" спектакль! Есть ещё зритель, его отклик, его реакция, которая во многом помогает или вредит артисту! Ведь зрительская аудитория для человека, ИСКРЕННЕ СТРЕМЯЩЕГОСЯ К САМОРАЗВИТИЮ, должна максимально соответствовать поставленной цели! Тогда и "спектакль" будет более успешным - к взаимному удовольствию.

На мой взгляд, в таком спектакле-жизни, должно быть всего два зрителя –  Душа человека и Творец.
А артист - всего один - Личность, Сознание Человека!
Каждый умирает в одиночку, и развивается - ТОЖЕ!
Поэтому по большому счёту, другие зрители кроме нас самих, нам совершенно не ВАЖНЫ!
Важны только мы сами (Личность и Душа), и Творец, если человек в него верит!

Конечно, тут есть свои сложности – этих-то зрителей не обманешь даже самой искусной игрой! Перед ними, если провозглашаешь одни принципы, а реализуешь другие, спектакль успеха иметь не будет. Перед этими зрителями, и актёр, и его игра, совершенно прозрачны, видны все изъяны и любой нюанс, малейшая деталь даже самой маленькой нечестности! Перед ними роль ещё больше должна превращаться в жизнь. В том числе и внутреннюю.
Поэтому, если мы действительно хотим эффективно развиваться, то нужно прекращать весь этот спектакль и начинать жить по тем духовным  правилам, которые мы смогли, сумели понять. А они – Душа и Творец – всегда помогут нам постепенно избавиться от наших привычных недостатков и со временем стать теми, кем мы стремимся быть.
К нам от них всегда идёт помощь, нам нужно отучиться  защищаться от потока помощи, утверждая, что "мы и сами с усами".
Спектакль должен стать школой!

Таким образом, изменяя зрительскую аудиторию, мы должны постепенно привыкнуть к тому, что мы всё время на виду, и снаружи и внутри… и возможно, попробовать увидеть себя их глазами.  А занимаясь самоисследованиями с этой позиции, на основе этой или другой подобной идеи, мы быстро выявим в себе наиболее весомые недостатки и постепенно будем от них избавляться, настраивая себя на Радость, Любовь, Спокойствие и всё то, что посчитаем необходимым, в чём, по нашему мнению, мы сегодня наибольше нуждаемся.
А помощь и учительство со стороны таких зрителей, всегда к нашим услугам.

Мы начнём взрослеть, как это было запланировано Творцом при нашем создании. Или, если Вам нравится другое выражение – как это позволит нам наша личная эволюция.


Отпечаток этой новой роли постепенно окажет своё воздействие на весь остальной «театр», превращая нашу жизнь в Божественную Реальность, с её трудностями роста (взрослеть всегда трудно), радостями открытий, расширением горизонтов нашего сознания.

Изнутри, снаружи, и вокруг.
 

 

  Автор, разработчик и администратор сайта
Написать разработчику Василий Федчун.
Копирование и воспроизведение информации с сайта допускается
ТОЛЬКО при добавлении ссылки на источник информации.
Все права защищены. © 2004

  Сайт разработан:  Гостевая книга Сентябрь 2004
  Последний вариант дизайна сайта   май 2007.
  Последняя редакция содержимого этой страницы   январь  2008


Хостинг от uCoz